• .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .

Территория и месторасположение

Ближайшее окружение Гнёздовского археологического комплекса

Зоны охраны Гнёздовского археологического комплекса

1. Режим содержания и использования земель территорий памятников комплекса

На территории каждого памятника или группы памятников в соответствии с согласованными с государственными органами охраны и использования памятников истории и культуры (далее также — государственные органы охраны памятников) проектами могут выполняться:
— научно-исследовательские работы;
— работы по благоустройству территории, не нарушающие целостность и внешний вид памятника.
Территория памятника должна быть доступна для научных исследований и посещений.
Все виды работ на территории памятников должны производиться в соответствии с проектной документацией, утвержденной в установленном законодательством порядке, и только по согласованию с государственными органами охраны и использования памятников истории и культуры.
На территории каждого отдельного памятника или группы памятников категорически запрещаются все виды хозяйственной и строительной деятельности, влекущие за собой нарушение его или их целостности и визуального восприятия.
Запрещается:
— уничтожение или любое нарушение целостности каждого из археологических памятников, в том числе их остатков, зафиксированных на момент разработки проекта;
— новое жилое и хозяйственное строительство, не обеспеченное предварительными археологическими исследованиями;
— устройство гаражей, обширных автомобильных стоянок и автодорог;
— благоустройство территории и прокладка инженерных коммуникаций, нарушающие гидрогеологический режим и не обеспеченные предварительными археологическими исследованиями или археологическим надзором.

2. Режим содержания и использования земель охранных зон комплекса памятников

В соответствии с проектной документацией, согласованной с государственными органами охраны и использования памятников истории и культуры, в охранной зоне могут осуществляться:
— научно-исследовательские работы;
— работы по благоустройству территории;
— устройство пешеходных дорожек, наружного освещения;
— озеленение, не нарушающее исторически ценную среду и природный ландшафт;
— установка памятных знаков.
В охранной зоне памятника или группы памятников запрещаются все виды хозяйственной и строительной деятельности, могущие повлечь за собой нарушение их целостности, нарушение или ограничение визуального обзора.
В охранной зоне каждой из частей Гнездовского комплекса археологических памятников необходимо выполнить ряд специальных мероприятий по сохранению основных направлений и условий восприятия комплекса памятников и каждого отдельного памятника с территории охранной зоны и вне ее: сохранить природное окружение, не допустить появление чужеродных сооружений, нарушающих целостность сложившейся панорамы.

В охранной зоне центральной и восточной частей комплекса необходимо:
1) в центральной части
— остановить рост современного сельского кладбища, расположенного в дер. Гнёздово и угрожающего сохранности курганов Центральной курганной группы;
— укрепить склоны старого карьера на границе с промзоной для предотвращения дальнейшего разрушения расположенных по его краю курганов Центральной курганной группы;
— запретить распашку и использование участков древнего поселения под картофельные делянки на территории бывшей усадьбы XIX в. (к северо-востоку от Центрального городища);
— спланировать на площадке Центрального городища участки со следами старых раскопов в виде отвалов земли и заплывших траншей, кладоискательских ям; укрепить осыпающуюся часть вала, обращенную к полотну железной дороги Брест — Москва;
2) в восточной части
— остановить несанкционированное расширение приусадебных участков дер. Глущенки;
— запретить распашку и использование участков древнего поселения, граничащего с Лесной курганной группой, под картофельные делянки;
— произвести расчистку леса, покрывающего курганы Лесной и Глущенковской курганных групп, от сухостоя и бурелома;
3) в охранной зоне западной части комплекса:
— прекратить вывоз строительного мусора на территорию Днепровской курганной группы;
— прекратить рост карьеров, подступающих к границам Нивленской курганной группы.
Для всей территории комплекса, территорий всех памятников и территорий всех охранных зон проблемой являются грабительские раскопки и несанкционированное использование металлоискателей с целью обнаружения ценных археологических находок. Ежегодно происходит разрушение 5 — 10 курганов, на площади древнего поселения отмечены многочисленные следы работ с металлоискателем.

3. Режим использования земель зоны особо строгого режима регулирования застройки

Согласно статье 49 пункта 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) объекты археологического наследия находятся в государственной собственности. Они не могут быть приватизированы и находиться в частной собственности. Это не означает, что владелец участка, где расположен археологический памятник, не может распоряжаться землей. Согласно пункту 2 статьи 49 пункту 2 указанного Федерального закона объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находится в гражданском обороте раздельно. Указанный Федеральный закон с целью сохранения археологических памятников налагает на использование таких земельных участков ряд обременений. Использование земли, где расположен памятник археологии, не должно ухудшать состояние археологических объектов и наносить вред историко-культурной среде (пункт 1 статьи 52 указанного Федерального закона). Так, на территории земельного участка, где расположен курган или курганная группа, или древнее поселение, может быть запрещено проведение планировочных или иных землепреобразующих работ, ограничено его сельскохозяйственное использование. Владелец земельного участка обязан соблюдать эти требования. Учитывая, что все памятники археологии являются объектами федерального значения, установление ограничений на использование земельных участков относится к полномочиям Российской Федерации (пункт 1 статьи 9 указанного Федерального закона).
Таким образом, в зоне особо строгого регулирования застройки необходимо проводить следующие охранные мероприятия:
— контроль за выбором земельных участков и собственно землеотводом. При наличии такого контроля возможность для застройщика получить несанкционированный доступ к земле значительно снижается. Это особенно важно при массовом мелком строительстве, которое ведется без детальной проектной документации, а то и вовсе без нее;
— обязательное согласование проектно-сметной документации в государственных органах охраны памятников;
— экспертиза земельного участка с целью выявления памятников археологии, т.е. археологическое обследование территории. Результатом этого должно быть заключение о наличии или отсутствии на экспертируемой территории объектов археологического наследия;
— археологический надзор за выполнением строителями всех требований проекта в области охраны археологического наследия;
— в случае если в пределах земельного участка обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта собственник земельного участка или его пользователь пользуется или распоряжается им в соответствии с федеральным законом в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия. Собственник такого земельного участка несет бремя сохранения и содержания памятника, находящегося на его территории;
— обязательное согласование проектирования и проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории объекта историко-культурного назначения (курганной группы, селища);
— осуществление контроля за высотой одноэтажной застройки (не выше 8 м до конька традиционной двускатной кровли) и двухэтажной застройки (не выше 12 м до конька);
— эквивалентная замена сносимых зданий.

4. Режим использования земель зоны строгого режима регулирования застройки

Все требования, предъявляемые к режиму содержания охранной зоны памятника, в полной мере относятся к режиму использования земель зоны строгого регулирования застройки.
В зоне строгого регулирования застройки необходимо проводить следующие охранные мероприятия:
— контроль за выбором земельных участков и собственно землеотводом. При наличии такого контроля возможность для застройщика получить несанкционированный доступ к земле значительно снижается. Это особенно важно при массовом мелком строительстве, которое ведется без детальной проектной документации, а то и вовсе без нее;
— обязательное согласование проектно-сметной документации в органах охраны памятников;
— обязательное согласование проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории объекта историко-культурного назначения;
— контроль за высотой одноэтажной застройки (не выше 8 м до конька традиционной двускатной кровли) и двухэтажной застройки (не выше 12 м до конька кровли).

5. Режим использования земель зоны регулирования застройки

В зоне регулирования застройки рекомендуется проводить следующие охранные мероприятия:
— обязательное согласование проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ с государственными органами охраны памятников;
— ограничение высоты застройки до 12 м в коньке кровли.
Предлагается изъятие территории промзоны из хозяйственного землепользования.

6. Режим использования земель зоны охраняемого ландшафта комплекса

Предлагаются следующие охранные мероприятия:
— закрытие и вывод битумных хранилищ;
— санитарная вырубка и расчистка лесных участков (восточная часть комплекса и южная часть центральной части комплекса);
— запрет несанкционированной рубки леса (центральная и восточная части комплекса);
— закрытие глиняного карьера (западная часть комплекса);
— запрет распашки участков первой надпойменной террасы правого берега р. Днепр (восточная, центральная и западная части комплекса);
— запрет всех видов строительной деятельности;
— окончательное закрытие и прекращение совершения захоронений на сельском кладбище (центральная часть комплекса);
— проведение землеустроительных и дорожных работ по согласованию с государственными органами охраны памятников.
Для разработки охранных мероприятий необходимо привлечь более широкий круг специалистов: ландшафтных архитекторов, дендрологов, почвоведов, ботаников, зоологов, экологов и др.
В перспективе возможно расширение зоны охраняемого ландшафта территории южной части комплекса (левый берег р. Днепр) в виду его особой живописности.