Открыть меню

Допуски на участие в фестивале «Гнёздово»

Заявка и фото костюма

Регистрация участников осуществляется по заполненной заявке и фотографиям. В соответствии со следующими требованиями:

— Руководитель клуба либо участник фестиваля самостоятельно заполняет Заявку, в которой обязательно указываются реальное имя и фамилия для идентификации на месте фестиваля.

— К заявке обязательно прикрепляются фотографии всех заявляемых на фестиваль в костюме.

— Фотографии костюма должны быть на участнике. Не вещи отдельно, человек отдельно, а именно конкретный костюм на конкретном участнике мероприятия.

Заявка каждого комплекта должна содержать 4 основные фотографии:

  1. Фотография в «лёгком» костюме – без кафтанов/шуб/плаще и прочей, верхней одежды.
  2. Фотография в тёплом – те самые кафтаны, шубы, плащи и пр.
  3. Мужчинам дополнительно – фотографию в полном вооружении и с оружием.
  4. Фотография обуви и аксессуаров, требующих отдельного рассмотрения.

— Фотографироваться нужно в полный рост, стоя, мужчинам ноги на ширине плеч, женщинам – произвольно, руки опущены. Голова ровно, взгляд прямо. Без патетических поз.

— Мужчинам оружие ближнего боя держать в правой руке, в положении, при котором чётко просматривается его конструкция. Щит в левой руке, вполоборота.

— Задник фотографии должен быть светлым. Фотография должна быть контрастной, без теней и размытости.

Также могут быть необходимы дополнительные фотографии:

— деталей отделки с линейкой (тесьма, вышивка, шелк), если она присутствует в костюме;

— мелких предметов одежды: пояса, ножи, сумки, бусы, браслеты, кольца, фибулы и т.д.;

— мелких деталей вооружения с линейкой – навершие и перекрестие меча с видимой частью клинка (линейка лежит поперек клинка, под гардой), топор, копьё, скрамасакс, сабля).

Торговцам обязательна ссылка либо прикрепленное фото своих товаров и общий вид торгового места.

Допуск на фестиваль получают только те участники, чья Заявка получила статус «Допуск на фестиваль».

Если заявка не подавалась, либо к моменту окончания сроков рассмотрения Заявка не получила статуса «Допуск», участнику будет отказано в участии.

Явочная система регистрации на фестивале не предусмотрена, т.е. появившиеся без регистрации не будут допущены на мероприятие и не смогут принять в нем участие.

Успешное прохождение допуска автоматически означает, что участник ознакомлен и согласен со всеми Правилами Фестиваля, что подтверждается заполнением Заявки.

Требования к костюму и предметам быта на фестивале

Ткани

— Для пошива костюма используются 100% натуральные, домотканые или фабричные ткани: шерсть, шелк, лен, конопля, для этносов с археологическим обоснованием — хлопок.

— Выбор ткани для пошива вещи должен быть обоснован применительно к реконструируемому этносу, а также социальному статусу.

— При подборе тканей желательно соблюдать региональные текстильные особенности — преобладание того или иного вида сырья для производства тканей, виды переплетений и плотность нитей.

— При выборе тканей фабричной окраски их цвета должны в максимальной степени соответствовать эффекту окрашивания аутентичными красителями. Не следует использовать ткани, окрашенные в неестественные цвета современных «кислотных» и чересчур ярких оттенков. Пожалуйста не используйте для пошива своего костюма войсковую шинельную ткань.

— Для изготовления одежды в комплектах, претендующих на высокий социальный статус, рекомендуется использовать ткани, окрашенные дорогими красителями – синий, красный и их историчные оттенки.

— Желательно соблюдение плотности ткани соответственно статусу комплекта – чем выше статус, тем тоньше и плотнее ткань.

Все вышесказанное также относится к ниткам для шитья, ткачества и иного производства текстильных изделий.

Мех

— На фестиваль допускаются меховые изделия и отделка мехом, соответствующая региону, эпохе и социальному статусу

— Допустимо использование только натурального меха.

Кожа

— Допустимо использование только натуральной кожи, окрашенной в натуральные цвета (получаемые в процессе дубления, вощения, либо пропитки маслами) или неокрашенной кожи.

— Допустимо использование сумок из кожи с исторически обоснованной формой размером, и желательно соответствовать оригиналу в габаритах.

— Недопустимо использовать кожу неаутентичных цветов, а также кожу с современным лаковым (блестящим) покрытием.

Другие материалы

Запрещено использование современных материалов (нержавеющая сталь, титан, пластик, резина и т.д.).

Общие требования

При создании комплекса костюма необходимо соблюдать следующие важные стандарты:

Комплектность

В комплекс костюма включают минимум 2 слоя плечевой одежды, плюс теплый или утепленный слой. Предмет одежды, являющийся широко распространенным и общеизвестным этническим маркером обязательно должен присутствовать в общем комплексе костюма. Соответствующий остальному костюму набор украшений и элементов дикора.

Соблюдение общей логики костюма

Отдельные элементы костюма должны соответствовать общему реконструируемому образу. Заимствование отдельных иноземных элементов, нехарактерных для данного региона в целом, должно быть подтверждено археологией или иными вескими доказательствами

Аккуратность и опрятность

Одежда должна быть сделана по размеру владельца. Исполнение предметов должно быть максимально аккуратным (вдохновляемся качеством аутентичных швов на сохранившихся фрагментах!).

Изящно сделанная заплата аутентичного облика может украсить образ костюма, мятая рубаха из безупречной ткани – безнадёжно испортить.

Важно найти баланс между двумя крайностями. Первая – костюм красив как художественное изделие, но недостоверен, вторая – костюм абсолютно правилен, но неряшливо исполнен, вещи не соразмерны друг другу или неправильно носятся.

Функциональность

Главное отличие в подходах к костюму между реконструктором и театральным художником состоит в том, что первый делает абсолютно функциональную вещь — в этом костюме можно повседневно жить, комбинируя или заменяя разные элементы.

Поэтому крайне желательно иметь сменный комплект одежды — как в современной жизни. Наш костюм — не бутафория!

Сначала необходимо включить в костюм те элементы и украшения, которые несут какую-либо функцию (застегивают и скрепляют – пояса, фибулы\пуговицы для ворота, фибулы для накидки или верхней одежды, и иные предметы по необходимости).

Затем стоит подумать об этнических, которые характеризуют костюм, но «ничего не застегивают» (височные кольца, накосники, поясные и нагрудные подвесные украшения). И после этого стоит задумываться об украшениях ради украшения (ожерелья с привесками, серьги и далее).

При наличии богатого ожерелья отсутствие элементарной застежки на платье или плащевой фибулы — недопустимо.

Аутентичность изделий

Предметы должны соответствовать своим археологическим оригиналам по форме, размерам, материалу и технологии (литьё, ковка).

Сочетаемость деталей изделия

Бывает так, что предмет дошел до нас не целиком, например, от подковообразной фибулы сохранилась только дуга без иглы.

В этом случае следует опираться на ближайшие по месту и времени типологически сходные образцы.

Например, если все близкие по типу фибулы имеют иглу с орнаментом, мы тоже будем воспроизводить на игле этот орнамент.

Соблюдение регионального принципа

Комплекс костюма каждого народа имеет свои особенности – типы фибул, гривен, поясов, наличие либо отсутствие тех или иных деталей костюма.

Поэтому важна цельность комплекса вещей с этногеографической стороны, что обычно достигается единством археологического комплекса.

В дружинном костюме может происходить некоторое смешение этнических вещей. Но в каждом случае оно должно быть обосновано на материале конкретного археологического комплекса, с умеренными заимствованиями из ближайших регионов.

Единство времени

При разработке комплекса костюма предметы должны соответствовать друг другу по времени бытования.

Отдельные вещи могут быть несколько более ранними, чем остальная часть предметов, но, ни в коем случае не должны быть заимствованы из более позднего времени.

Единство социального статуса

Костюм может быть бедным по украшениям и при этом очень хорошим с точки зрения качества реконструкции.

Но будет странным сочетание в костюме дорогих серебряных гривен и браслетов с простым поясом без наконечника поверх одной-единственной мятой рубахи – если уж древний человек мог себе позволить определённые вещи, как правило, это отражалось на всём его костюме сразу.

Соответствие пола и назначения

Для женского костюма необходимо использовать те предметы и украшения, которые входят именно в женский костюм, и не использовать аналогичные мужские, аналогично и у мужчин.

Украшения должны соответствовать и своему назначению в реконструируемом костюме.

Например, ворот одежды фиксируется небольшими рубашечными фибулами (но не крупными подковообразными фибулами), наплечная одежда с лямками (или ее аналог) — характерными для этноса парными фибулами.

Исключения возможны в случае реконструкции конкретного погребения или в случае подтверждения статистикой находок в данном регионе.

Пошив одежды. Правильность пошива

— Вырез горловины плечевой одежды не должен быть излишне широким. Чтобы не ошибиться, рекомендуется при раскрое делать вырез горловины сначала как можно ближе прилегающим к шее, постепенно подкраивая ее до нужных параметров.

— Вертикальный разрез на горловине должен быть скреплен пуговицами, фибулами, завязками (в зависимости от особенностей костюма).

— Крой плечевой и поясной одежды раннем средневековье практически у всех этносов свободный, не облегающий фигуру и не должен стеснять движений.

— При ношении нескольких предметов одежды рекомендуется шить их одинаковой длины, или с небольшой разницей в длине слоев.

— Следует рассчитывать длину платья/рубашки с учетом укорачивания подола при подпоясывании.

— Рекомендованная длина мужских рубах и прочей обычной плечевой одежды — не выше колена, если иное не предполагается источниками на конкретный предмет одежды. Минимально допустимая длина такой одежды — не выше середины бедра в подпоясанном состоянии.

— Рекомендованная длина женских платьев и прочей обычной плечевой одежды — не выше щиколотки, если иное не предполагается источниками на конкретный предмет одежды.

Обувь

Кожаная обувь должна иметь крой, форму и пропорции, соответствующие археологическим источникам.

При изготовлении обуви не должны быть использованы резина и другие искусственные материалы, а также современная фурнитура.

Отделка одежды

— Отделка одежды должна соответствовать реконструируемому этносу, т.к. она является этноопределяющим признаком, и социальному статусу.

— Пришивная отделка должна быть выполнена тонкими нитками в цвет изделия, незаметным швом.

— Не допускается тесьма шире 2 см, если ее нельзя подтвердить однозначным корректным источником. Тесьма более узкая разрешена для использования в отделке. Организаторами приветствуется использование в тесьме подтверждённых узоров, материалов и техник.

— Вышивка по ширине не должна превышать 3 см. Если она имеет археологическое подтверждение, её размер (ширина), не должен превышать оригинала на 50%, (указание в заявке ширины оригинала обязательное условие).

Головной убор

Головной убор и прическа — неотъемлемая часть костюма и важный этнический и социальный маркер.

Женские головные уборы большинства народов ЭВ резко отличаются от мужских и различаются у девиц и замужних. Состав и способ ношения головного убора у разных народов различается (впрочем, иногда эти различия не поддаются реконструкции).

Следовательно, не стоит носить мужские шапки (и наоборот мужчинам носить женские головные уборы) или безосновательно заимствовать головные уборы других народов, а нужно основываться на находках и сведениях.

Головные уборы замужних женщин при всем их разнообразии, чаще всего, полностью закрывают волосы, могут состоять из нескольких частей и обычно включают в себя нешитое покрывало.

Прическа тоже составляет неотъемлемую часть общего образа. Не стоит ходить с растрепанными волосами. Скрывайте современные прически и крашенные волосы под головными уборами.

Предметы быта

Бытовые предметы, являющиеся частью реконструируемого комплекса, в некоторых случаях можно отнести к аксессуарам костюма (бытовые ножи, остроконечники, гребни).

В других случаях (средства передвижения, личная посуда или личная мебель) они к костюму не относятся, но служат важным дополнением образа, созданного автором реконструкции, поэтому пренебрежительное, формальное отношение к быту недопустимо.

К реконструкции предметов быта применимы те же базовые принципы, что и к комплексу костюма и вооружения в целом.

Разнообразие находок многочисленных аксессуаров и бытовых мелочей позволяет сделать жизнь на фестивале удобной и функциональной, почти не прибегая к помощи современных аналогов. Предметы быта делятся на:

  • историчные неиспользуемые (например, ключи от условных сундуков и кладовых);
  • историчные используемые (основная масса аксессуаров);
  • неисторичные используемые (то, что невозможно реконструировать, но необходимо использовать для нужд жизнеобеспечения).

Для первой категории достаточны два фактора: точность исполнения реконструкции и уместность использования в конкретном костюме.

Для второй категории также обязательны два вышеуказанных фактора, плюс третий функциональность, как сам собой разумеющийся, если вещь предполагается активно использовать по назначению.

Для третьей категории необходим и обязателен лишь один фактор. Условно эти вещи никто не должен видеть.

Важно рационализировать расположение предметов быта в костюме. Не стоит подвешивать на пояс или фибулы сразу все, что есть в костюме — это грозит постоянным неудобством, сложностью добраться до самых нужных предметов.

Всем вещам должно быть отведено свое место и время.

Оружие

Общие требования к оружию

— Все предметы наступательного и защитного вооружения должны иметь археологическое подтверждение, иметь форму и размеры, соответствующие находкам раннего средневековья

— Оружие должно быть начищенным, не иметь острых углов, кромок и большого количества зазубрин, скругление углов топора — монета 10 коп., острия меча — 1 рубль. Ширина лезвия топора минимум 50мм.

— Копья должны быть гуманизированы, гуманизатор — прочно фиксирован к наконечнику.

— Древки копий должны иметь диаметр не более 3 см, общая длина копья не более 2,5 метров. Древко бродекса на уровне подбородка владельца.

Основные принципы, применимые к оружию

– Приветствуются аутентичные технологии ковки (дамасковые сердечники копий, пакетная ковка и др.). К сожалению, оружие раннего средневековья не имело антикоррозионных покрытий. Не нужно ничего придумывать, нужно ухаживать за оружием.

– Территориальная целостность комплекта включает в себя и оружие: всё вооружение подбирается в соответствии с находками на выбранной для реконструкции территории в указанный временной период.

– Количество и качество оружия должно соответствовать социальному статусу бойца: небогатый ополченец не может иметь меч и скрамасакс, знатный воин не может иметь один единственный топор.

– Статус комплекта находит отражение в украшении оружия – если он высок, стоит подумать об инкрустации цветными металлами, декоративных клёпках, украшении ножен и др.

— Держите своё вооружение и доспех в исправном состоянии: ржавый шлем/кольчуга, ламелляр с оторванными шнурками – указывают на нерадивого владельца, к которому и относятся соответствующе. Доспех – это то, что поможет вам остаться в живых.

Часто задаваемые вопросы и запреты

Использования цельнотянутого шлема норманнского типа допустимо только в комплексах вооружения середины 11 века (Европа, Скандинавия).

Недопустимо ношение кожаных рубах.

Недопустимо ношение кожаной «бижутерии», браслетов из тисненой кожи.

Недопустимо шить кожаные изделия (сумки, рубашки, шапки, ножны и т.д.) кожаным же шнуром без наличия на то исторического источника.

Использование сумок-ташек венгерского типа с богатым набором недопустимо без наличия статусного наборного пояса.

Недопустимо использование сумок-ташек венгерского типа без металлических элементов.

На фестивале не допускается ношение:

  • цельных шкур;
  • шапок с меховой отделкой у женщин;
  • отделка мужских шапок хвостами;
  • ношение хвостов животных на поясе.

Для скандинавских комплексов недопустима отделка предметов костюма полосами шелка шириной превышающими 5 см.

Для скандинавских комплексов недопустима шелковая отделка типа «слюнявчик».

Недопустимо сочетание восточного ламеллярного доспеха и европейского норманнского шлема.

Недопустимо сочетание восточной сабли с шлемами типа норманка и Гьермунд-Бю.

Для скандинавских комплексов недопустимо сочетание шлема из Гьермунд-Бю с восточным ламеллярным доспехом. Для Зап. Европы и Скандинавии характерен кольчатый доспех.

Для скандинавских комплексов недопустима шелковая отделка типа «слюнявчик».

Недопустимо ношение хангерока без парных фибул.

Недопустимо в качестве обмоток использовать тесьму, сделанную на дощечках, а также узорчатую тесьму, выполненную на бердо и имеющую менее 7 см ширины.

Не допускаются лепестковые поршни в различных вариациях, характерные для более раннего периода – 1-6 вв н.э

Пирсинг, не соответствующий историческим аналогам по внешнему виду и месту расположения. Предлагаем снимать и заменять пластиковыми невидными затычками

Современные прически (дрэды, афрокосы, окрашивание, мелирование и т.п.). Всё это необходимо убирать под головные уборы.

© 2021 Музей-заповедник "Гнёздово" · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru